В настоящее время перед обществом остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда стали весьма ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на земле практически не осталось нетронутых уголков природы. Нерациональное использование природных ресурсов, резкий рост промышленности сегодня приводит к гибели природы. А значит, и человечества.

Новизна программы заключается:

•  в многогранности содержания программы (учебного процесса), которая позволяет обучающимся приобретать навыки разных видов экологической деятельности; 

•  в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса: мастер-классы, сезонные экологические школы, экологические слёты, семинары-практикумы, диспуты, дебаты, экологические десанты, экологические квесты, участие в конкурсах и конференциях разного уровня, в том числе в режиме on-line u off-line. Именно в такой работе у детей закладываются основы профессиональных компетенций. Участие обучающихся в исследовании природной среды поднимает природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении человечества с природой, их успешного решения и преодоления.

Также актуальность программы «Эковолонтер» обусловлена постоянно повышающимся интересом человечества к проблемам взаимоотношений человека и природы и острой потребностью общества в развитии экологической культуры детей и молодежи.

Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание.

Ещё двадцать лет назад в России были сформулированы критерии, экологически грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие критерии как:

- системность и экологичность мышления;

- социально-экологическая ответственность, включающая личную заботу об окружающей среде;

- знание глобальных и региональных экологических проблем;

- убежденность в необходимости сохранения окружающей нас среды.

Практическая значимость программы заключается в возможности для учащихся осуществлять различные социальные практики в сфере экологического волонтёрства. Начиная с организации и проведения простейших экологических мероприятий до планирования и реализации экологических проектов, в том числе и выставление их на различные грантовые конкурсы. 

Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество с различными образовательными и общественными организациями, предприятиями города, села, социальными структурами.

Социальная значимость программы состоит в создании условий для формирования социально-активной личности, готовой инициировать, создавать и реализовывать собственные социально-значимые экологические проекты.

Педагогическая целесообразность программы заключается в эффективности выстроенной системы процессов обучения, воспитания, развития и их обеспечения, которые способствуют: 

· осознанию подростками общественной значимости волонтёрской деятельности, через опыт общения с профессионалами и опыт собственной добровольческой деятельности;

 · развитию мышления, логики, аналитических способностей как базы для самых разных видов учебной деятельности.

Также дополнительная программа имеет очень важную роль для нашего региона в связи с ее экологическим состоянием. Так для сведений приведем пример важности и актуальности программы " Эковолонтер" в Дагестане. Обладая богатыми природными ресурсами, Дагестан имеет серьезные экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов производства, водоотведением. Во многих городах располагаются несанкционированные мусорные свалки. Усугубляет вопрос отсутствие в Дагестане мусороперерабатывающих заводов, и нехватка спецтехники для вывоза мусора.  Также ежегодно в реки Дагестана и Каспийское море с территории сел, городов сбрасываются сотни миллионов куб.метров загрязнённых сточных вод, гибнут ценные породы рыб. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Экологическое образование направлено на  формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы:

Вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность, улучшение экологической обстановки своего села, формирование у детей основ экологического мировоззрения через совместную, природоохранную, волонтерскую и эколого-просветительскую деятельность.

 

 

 

Задачи:

Обучающие:      

1.    актуализировать знания учащихся о глобальных и местных экологических проблемах;

2.    формировать знания и навыки природоохранной деятельности;

3. познакомить учащихся с принципами организации экологических мероприятий и акций;

4. сформировать навыки проектной деятельности;

5. познакомить учащихся с основами и принципами волонтёрской деятельности и социального проектирования.

 

 Развивающие:

1. развивать интерес к изучению природы родного края;

2.  развивать коммуникативные навыки и творческие способности у учащихся в результате проектной деятельности;

3.  способствовать формированию у учащихся культуры работы с людьми и информацией;

4.   способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти, аналитических способностей учащихся.

Воспитательные:

1.   способствовать формированию экологической культуры у учащихся;

2.   воспитывать бережное отношение к окружающей нас действительности;

3.   способствовать формированию у учащихся системы внутренних убеждений и принципов работы экологического волонтёра;

4. формировать личностные качества: ответственность, умение работать в команде;

5. повышение уровня ответственности детей к вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории родного села.

  Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эковолонтер» – естественнонаучная. 

Данная программа относится к стартовому уровню. Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Отличительными особенностями программы являются: применение творческого подхода к обучению, создание ситуации успеха каждому ребенку, воспитание и обучение учащихся через познание природных закономерностей, а также приоритет практической природоохранной деятельности. 

 

МЕСТО И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия реализации программы:

1. Наличие помещения для проведения занятий;

2. Использование наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий;

3. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности;

4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности.

Адресат программы :

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭкоВолонтер» имеет стартовый уровень сложности и разработана для учащихся 11-16 лет и создана с учётом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Срок реализации 1 год.

Основными формами организации педагогического процесса при реализации данной программы являются занятия комбинированные и практические.

 Форма занятий групповая, очная с возможностью перевода на дистанционное.

Группы формируются по возрастному принципу.

Воспитательные задачи решаются, как в рамках предмета, так и за его пределами. Воспитательные мероприятия направлены на формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. 

Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Количество детей в одной учебной группе 10-15 человек.

Занятия проводятся в группах из 15 человек.

 Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Наиболее часто используемые формы занятости: практические занятия. Основными формами организации занятий по программе являются: теоретические, практические занятия, акции, сельские, региональные, и всероссийские конкурсы и фестивали. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров и изучения учебных кино- и видеозаписей. Практические занятия включают в себя разработку и реализацию различных эколого-просветительских акций и мероприятий, работу по социальному проектированию.  Также в программе рассмотрены походы, экскурсии с целью наглядного представления наиболее засоренных участков села, района. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Основной целью реализации данной программы с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть организованы в дистанционном режиме:

- занятия различных форм, видеоконференции;

 - конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;

 - занятия в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей с выполненными заданиями от педагога;

- дистанционные конкурсы, выставки и фестивали.

 Также программа включает такие методы обучения как:

-     Исследовательская проектная деятельность 

-     Самостоятельная индивидуальная работа

-     Групповая работа

-     Мини-лекции

-     Игры

-     Квест

-     Презентации

-     Творческая работа

-     Экскурсии

-     Диспут, дискуссия

-     Мозговой штурм

 

 

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы подведения аттестации.

Промежуточная аттестация в конце учебного года в форме игры-викторины;

Педагог оценивает:

·           Активность участия.

·           Умение планировать работу волонтеров.

·           Самостоятельность

 

Критериями результатов воспитания являются:

  1. Активность участия в экологических мероприятиях (показатель: активен / пассивен);

Участие в природоохранной деятельности (показатель: участвует / не участвует);

2. Выполнение правил поведения в природе (показатель: выполняет/не выполняет);

3.  Проявление любви к природе, доброжелательности, внимания к окружающим людям (показатель: проявляет /не проявляет).

 

Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль по дополнительной общеразвивающей программе «Эковолонтер». Система проверки уровня освоения программы Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах: районных, специализированных, на уровне учреждения дополнительного образования. Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и международных, в биологических и экологических олимпиадах разного уровня, проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления. Конференции исследовательских работ позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому учащемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать свое мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию. Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипломы и призы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- фото, видеозаписи;

 - грамоты;

- оформленные исследовательские работы;

- свидетельства, сертификаты.

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

 - научно-практические конференции, конкурс инструментальных исследований окружающей среды, фестивали, чтения.

- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери жизнь»);

 - портфолио;

- статьи, публикации.

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 Личностные результаты:

 Программа предполагает воспитание у учащихся:

- бережного отношения ко всему живому;

 - любви к природе;

- формирование духовно-нравственных качеств;

 -приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

 - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

 Метапредметные результаты:

-расширении круга приемов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтерскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтерскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтерской деятельности своей и сверстников.

 Программа предполагает развитие у учащихся:

 - интеллекта;

 - проектного мышления;

 - творческого мышления;

 - самостоятельного мышления;

 - прикладной стороны мышления;

 - навыков самоконтроля;

- навыков самоанализа, самореализации;

 - познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.

 Программа предполагает, что учащийся:

 - расширит имеющиеся знания об экологии своего края;

 - сформирует представления о целостности и диалектике природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального использования и охраны.

- приобретет специальные компетенции в области научной деятельности.

 Программа будет способствовать формированию коммуникативных компетенций в:

 - организации и проведении эксперимента;

 - поиска, сбора, отбора и анализа информации;

 - организации и представлению информации;

- организации дискуссии.

Спектр сформированных обще-учебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения.

Исследовательские умения:

- организации и проведении эксперимента;

- умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты;

 - умение обращаться с простейшими приборами;

 - навыки систематизации данных;

 - навыки работы с дополнительной литературой. Коммуникативные умения:

 - знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;

 - освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;

 - формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества;

 - владеть навыками:

– современными методами диагностики вредителей и возбудителей болезней растений, приемами фитосанитарного мониторинга и защиты посевов и насаждений. Реализация воспитательных задач.

Программа предполагает, что учащийся будет знать:

-понятие экологии и его влияния на животных и растений

-влияние деятельности человека на окружающую среду

- методы исследования экологического состояния среды

- подходы к обработке результатов исследования

- способы представления результатов исследований

Программа предполагает, что учащийся будет уметь:

-разбираться в экологических проблемах своего края

-вести наблюдения за животным и растительным миром своей местности

- освоить несложные методики волонтерской деятельности

-обобщать и делать выводы.

Основным результатом данной программы должна стать организация содержательной, общественно значимой, интересной, экологической и практической деятельности учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого, повышение интереса и активности учащихся по созданию благоприятных условий жизнедеятельности, а также к бережному отношению к окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Название раздела/темы

Количество часов

 

Формы аттестации 

Всего

Теория

Практика

 

1.

Введение в дополнительную программу.

Инструктаж по ТБ в специфических горных условиях района

4

4

-

Беседа, анкетирование

2.

Экология и человек. Особенности в местных условиях

42

20

22

Опрос, викторина, доклады, исследовательская работа

3.

История возникновения волонтерского движения в России

64

34

30

Творческая работа, беседа, тестирование, викторины

4.

Состояние окружающей среды своего села

72

22

50

Игра, конкурс, наблюдение, опрос, викторина, обсуждения, участие в конкурсах

5.

Эковолонтерские мероприятия и акции в районе и селе

30

12

18

Беседа, участие в мероприятиях, акциях, игры

6.

Заключение

4

-

4

Итоговая диагностика

 

Итого:

216

92

124

 

 

 Содержание учебного плана:

Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ.

Теория. История развития. Беседа о целях и задачах занятий в объединении. Основные экологические термины. Современное состояние экологии. Понятие «Экология» и «Экологическая обстановка», «Волонтёрство» и «Эковолонтёр». Правила техники безопасности на занятиях в горных условиях.

Практика. Разбор ведущих мировых практик эковолонтерства.

 

Раздел 2. Экология и человек

Теория. Современное состояние природной среды. Антропогенное влияние на атмосферу и гидросферу. Состояние литосферы и приемы и методы изучения состояния литосферы. Химическое и биологическое загрязнение окружающей среды в горных водоемах, долинах. Влияние экологических факторов на здоровье человека. Экология и здоровье человека.

Практика. Выбор темы исследовательской работы. Знакомство со справочной литературой, просмотр и обсуждение статей из журналов, видеофрагментов. Определение нуждающихся в помощи граждан. Помощь населению. Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом. Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН. Исследование почвы в окрестности  школы. Анализ питьевой воды. (Экскурсия). Составление карты местности с расположением мусорных свалок. (Экскурсия). Составление полноценного меню. Определение нитратов в продуктах питания. Составление портрета курильщика. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина. Создание медицинской маски своими руками.

 

Раздел 3. История возникновения волонтерского движения

Теория. Знакомство с понятием «эковолонтёр». Определение основных направлений деятельности эковолонтёров. Волонтерские движения в прошлом и в настоящем. Направление деятельности эковолонтеров. Экологические волонтерские организации в нашей стране. Благотворительная деятельность волонтера.

Практика. Разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы. Флешмоб "Я-эковолонтер".

 

Раздел 4. Состояние окружающей среды своей местности

Теория. Особенности экологической обстановки Ахвахского района и села Тад-магитль, связанные с промышленностью, экономикой и географическим местоположением. Основные проблемы загрязнения воды, воздуха и почвы.  Определение мусора, который подлежит вторичной переработке. Пути решения экологических проблем своего села.

Практика. Встреча со специалистами природоохранных служб района. Лабораторная работа «Мусор у реки». Практическая работа «Наблюдение за экологическим состоянием пришкольного участка». Практическая работа «Описание экологического состояния окружающей среды». Планировка пришкольной территории. Благоустройство пришкольного участка. Назначение цветников.

 

 

 

Раздел 4. Экологические акции и мероприятия.

Теория. Основные шаги по организации и проведению экологических акций: цели и задачи, партнёры и участники, собственные и привлекаемые ресурсы. Знакомство с составляющими любой экологической акции. Акция «Цветные крышки». Акция «Мусору – нет!». Акция «Клумбы для школы» Акция «Дерево жизни».

Практика. Участие в традиционных экологических мероприятиях и акциях, проводимых на территории села. Разработка и проведение собственных экологических акций. Организация сбора пластиковых крышек в школе и правильная их утилизация. Опрос о разнообразии цветочных клумб на территории школы. Планирование клумб и посадка цветов на пришкольном участке. Опрос о разнообразии деревьев и саженцев на территории школы. Посадка деревьев на пришкольном участке.

 

Раздел 5. Заключение

 Теория. Итоги работы объединения. Обобщение всего пройденного материала.

Практика. Просмотр фильма о мировой экологии. Ролевые игры. Викторины и конкурсы связанные с пройденным материалом.

 Показатели достигнутых результатов

       Изучив данную программу, учащиеся повысили уровень своих знаний в области работы в сфере добровольчества и волонтерства, в т.ч. экологического волонтерства (научились самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды своей местности, принимать решения и вести работу по устранению экологических нарушений в своем селе; организовывать и направлять  на решение данных проблем своих сверстников, родителей).

         Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе реализации данной программы, впоследствии могут быть использованы в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют очень важную роль в деле формирования экологической культуры и экологического мышления, необходимых в современном мире в настоящее время.

 

 

        ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия для педагога:

1.   Брач Б.Я. На пороге будущего // Вестник Ас ЭКО. – 2003. – № 1.

2.  Веретенникова, Л.А., Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018.

3.  Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. – Москва: Просвещение, 1988.

4.  Галичева Г.В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы // Экология и диалектика». − Вологда, 2006.

5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011.

6. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва. 2001 г.

7.Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

8. Макаров, Е. П. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания:монография. – Москва: Academia, 2001.

9. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). - Ярославль, 2003.

10. Муравьева А.Г. (под редакцией). Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений. С-П.2000 г.

11. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д, Снакин В.В., Федоров А.В. экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России. - М.: РЭФИА, 2001.

12.  Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М. «Просвещение». 1995г.

13.  Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2 -е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

 

Учебные пособия для учащихся:

1. Геращюк В.П. Беседы о домашних животных.2005г.

2. Пономарева И.Н. Основные направления экологического образования в школах России // Международный семинар. – СПб.: 1997.

3.  Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень 1-4 классы. Волгоград, 2004 г.

4. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 1-4 классы. Волгоград, 2006 г.

5. Хламин С. А. Я иду по лесу. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М- 2000.

6. Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.

 

Электронное обеспечение курса:

 

1. https://mosvolonter.ru/biblioteka/Мир%20экологического%20волонтерства.pdf

2. https://ecoclass.me/lk/lessons/?theme=5#lessons

3.  https://eco-volonter.ru/

4. http://эколого-биологическийцентр.рф/?page_id=247

5. https://minobr74.ru/press/item/7011

6. https://pedsovet.org/article/ekologiceskoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-resenia

7. https://science-education.ru/ru/article/view?id=29188

 

       

Приложение №1

Список терминов: 

Адаптация (лат. Аdapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.

Ареал (лат. Аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство..

Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.

Биологическое разнообразие – разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем.

Биосфера (от греч. Bios - жизнь; sphaire – шар) – оболочка земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.

Вирус(ы) – неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. В. – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

Дезинфекция – уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

Демография (от греч. Demos – народ, grapho – пишу) – наука о народонаселении и закономерностях его развития.

Живое вещество – совокупность всех живых организмов, численно выраженное в элементарном химическом составе, весе, энергии; связанных с окружающей средой биогенным током атомов, дыханием, питанием и размножением.

Загрязнение - привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду. В наиболее общем виде з. – всё то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, что выводит её системы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы и/или желательного для человека.

Заказник – участок, в пределах которого (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, биогеоценозов, одного или нескольких экологических компонентов или общего характера охраняемой местности.

Заповедник - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.

Карантин- система мероприятий, обеспечивающая предупреждение распространения инфекционных заболеваний и проникновение нежелательных видов организмов в места, где они пока не обитают.

Красная книга– список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов.

Обезвоживание отходов– технологический приём отделения воды от отходов или отбросов в целях их дальнейшей переработки (брикетирование, сжигание и т.п.).

Очистка воды– устранение посторонних различных примесей из вод (включая живые организмы) с помощью механических, физико-химических (хлорирование, озонирование и т. п.) и биологических методов.

Природопользование– совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению. П. Включает: а) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; б) использование и охрану природных условий среды жизни и в) сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесия, квазистационарного состояния) природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества;

Эковолонтеры -люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.

Экология (от греч. Oikos – дом и logos – слово, учение) -наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней. 

 

Экосистема  (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — основная природная единица на поверхности Земли, совокупность совместно обитающих организмов (биотических) и условий их существования (абиотических), находящихся в закономерной взаимосвязи друг