В настоящее время перед обществом остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда стали весьма ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на земле практически не осталось нетронутых уголков природы. Нерациональное использование природных ресурсов, резкий рост промышленности сегодня приводит к гибели природы. А значит, и человечества.
Новизна программы заключается:
• в многогранности содержания программы (учебного процесса), которая позволяет обучающимся приобретать навыки разных видов экологической деятельности;
• в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса: мастер-классы, сезонные экологические школы, экологические слёты, семинары-практикумы, диспуты, дебаты, экологические десанты, экологические квесты, участие в конкурсах и конференциях разного уровня, в том числе в режиме on-line u off-line. Именно в такой работе у детей закладываются основы профессиональных компетенций. Участие обучающихся в исследовании природной среды поднимает природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении человечества с природой, их успешного решения и преодоления.
Также актуальность программы «Эковолонтер» обусловлена постоянно повышающимся интересом человечества к проблемам взаимоотношений человека и природы и острой потребностью общества в развитии экологической культуры детей и молодежи.
Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание.
Ещё двадцать лет назад в России были сформулированы критерии, экологически грамотной и образованной личности. Они актуальны и в наше время. Это такие критерии как:
- системность и экологичность мышления;
- социально-экологическая ответственность, включающая личную заботу об окружающей среде;
- знание глобальных и региональных экологических проблем;
- убежденность в необходимости сохранения окружающей нас среды.
Практическая значимость программы заключается в возможности для учащихся осуществлять различные социальные практики в сфере экологического волонтёрства. Начиная с организации и проведения простейших экологических мероприятий до планирования и реализации экологических проектов, в том числе и выставление их на различные грантовые конкурсы.
Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество с различными образовательными и общественными организациями, предприятиями города, села, социальными структурами.
Социальная значимость программы состоит в создании условий для формирования социально-активной личности, готовой инициировать, создавать и реализовывать собственные социально-значимые экологические проекты.
Педагогическая целесообразность программы заключается в эффективности выстроенной системы процессов обучения, воспитания, развития и их обеспечения, которые способствуют:
· осознанию подростками общественной значимости волонтёрской деятельности, через опыт общения с профессионалами и опыт собственной добровольческой деятельности;
· развитию мышления, логики, аналитических способностей как базы для самых разных видов учебной деятельности.
Также дополнительная программа имеет очень важную роль для нашего региона в связи с ее экологическим состоянием. Так для сведений приведем пример важности и актуальности программы " Эковолонтер" в Дагестане. Обладая богатыми природными ресурсами, Дагестан имеет серьезные экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов производства, водоотведением. Во многих городах располагаются несанкционированные мусорные свалки. Усугубляет вопрос отсутствие в Дагестане мусороперерабатывающих заводов, и нехватка спецтехники для вывоза мусора. Также ежегодно в реки Дагестана и Каспийское море с территории сел, городов сбрасываются сотни миллионов куб.метров загрязнённых сточных вод, гибнут ценные породы рыб. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность, улучшение экологической обстановки своего села, формирование у детей основ экологического мировоззрения через совместную, природоохранную, волонтерскую и эколого-просветительскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. актуализировать знания учащихся о глобальных и местных экологических проблемах;
2. формировать знания и навыки природоохранной деятельности;
3. познакомить учащихся с принципами организации экологических мероприятий и акций;
4. сформировать навыки проектной деятельности;
5. познакомить учащихся с основами и принципами волонтёрской деятельности и социального проектирования.
Развивающие:
1. развивать интерес к изучению природы родного края;
2. развивать коммуникативные навыки и творческие способности у учащихся в результате проектной деятельности;
3. способствовать формированию у учащихся культуры работы с людьми и информацией;
4. способствовать развитию мыслительной деятельности, логики, памяти, аналитических способностей учащихся.
Воспитательные:
1. способствовать формированию экологической культуры у учащихся;
2. воспитывать бережное отношение к окружающей нас действительности;
3. способствовать формированию у учащихся системы внутренних убеждений и принципов работы экологического волонтёра;
4. формировать личностные качества: ответственность, умение работать в команде;
5. повышение уровня ответственности детей к вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории родного села.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эковолонтер» – естественнонаучная.
Данная программа относится к стартовому уровню. Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Отличительными особенностями программы являются: применение творческого подхода к обучению, создание ситуации успеха каждому ребенку, воспитание и обучение учащихся через познание природных закономерностей, а также приоритет практической природоохранной деятельности.
МЕСТО И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы:
1. Наличие помещения для проведения занятий;
2. Использование наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий;
3. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности;
4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭкоВолонтер» имеет стартовый уровень сложности и разработана для учащихся 11-16 лет и создана с учётом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Срок реализации 1 год.
Основными формами организации педагогического процесса при реализации данной программы являются занятия комбинированные и практические.
Форма занятий групповая, очная с возможностью перевода на дистанционное.
Группы формируются по возрастному принципу.
Воспитательные задачи решаются, как в рамках предмета, так и за его пределами. Воспитательные мероприятия направлены на формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.
Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Количество детей в одной учебной группе 10-15 человек.
Занятия проводятся в группах из 15 человек.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Наиболее часто используемые формы занятости: практические занятия. Основными формами организации занятий по программе являются: теоретические, практические занятия, акции, сельские, региональные, и всероссийские конкурсы и фестивали. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров и изучения учебных кино- и видеозаписей. Практические занятия включают в себя разработку и реализацию различных эколого-просветительских акций и мероприятий, работу по социальному проектированию. Также в программе рассмотрены походы, экскурсии с целью наглядного представления наиболее засоренных участков села, района. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Основной целью реализации данной программы с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть организованы в дистанционном режиме:
- занятия различных форм, видеоконференции;
- конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;
- занятия в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей с выполненными заданиями от педагога;
- дистанционные конкурсы, выставки и фестивали.
Также программа включает такие методы обучения как:
- Исследовательская проектная деятельность
- Самостоятельная индивидуальная работа
- Групповая работа
- Мини-лекции
- Игры
- Квест
- Презентации
- Творческая работа
- Экскурсии
- Диспут, дискуссия
- Мозговой штурм
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы подведения аттестации.
Промежуточная аттестация в конце учебного года в форме игры-викторины;
Педагог оценивает:
· Активность участия.
· Умение планировать работу волонтеров.
· Самостоятельность
Критериями результатов воспитания являются:
1. Активность участия в экологических мероприятиях (показатель: активен / пассивен);
Участие в природоохранной деятельности (показатель: участвует / не участвует);
2. Выполнение правил поведения в природе (показатель: выполняет/не выполняет);
3. Проявление любви к природе, доброжелательности, внимания к окружающим людям (показатель: проявляет /не проявляет).
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль по дополнительной общеразвивающей программе «Эковолонтер». Система проверки уровня освоения программы Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах: районных, специализированных, на уровне учреждения дополнительного образования. Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и международных, в биологических и экологических олимпиадах разного уровня, проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления. Конференции исследовательских работ позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому учащемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать свое мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию. Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипломы и призы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- оформленные исследовательские работы;
- свидетельства, сертификаты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- научно-практические конференции, конкурс инструментальных исследований окружающей среды, фестивали, чтения.
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери жизнь»);
- портфолио;
- статьи, публикации.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Личностные результаты:
Программа предполагает воспитание у учащихся:
- бережного отношения ко всему живому;
- любви к природе;
- формирование духовно-нравственных качеств;
-приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-расширении круга приемов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтерскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтерскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтерской деятельности своей и сверстников.
Программа предполагает развитие у учащихся:
- интеллекта;
- проектного мышления;
- творческого мышления;
- самостоятельного мышления;
- прикладной стороны мышления;
- навыков самоконтроля;
- навыков самоанализа, самореализации;
- познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.
Программа предполагает, что учащийся:
- расширит имеющиеся знания об экологии своего края;
- сформирует представления о целостности и диалектике природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального использования и охраны.
- приобретет специальные компетенции в области научной деятельности.
Программа будет способствовать формированию коммуникативных компетенций в:
- организации и проведении эксперимента;
- поиска, сбора, отбора и анализа информации;
- организации и представлению информации;
- организации дискуссии.
Спектр сформированных обще-учебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения.
Исследовательские умения:
- организации и проведении эксперимента;
- умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты;
- умение обращаться с простейшими приборами;
- навыки систематизации данных;
- навыки работы с дополнительной литературой. Коммуникативные умения:
- знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
- освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
- формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества;
- владеть навыками:
– современными методами диагностики вредителей и возбудителей болезней растений, приемами фитосанитарного мониторинга и защиты посевов и насаждений. Реализация воспитательных задач.
Программа предполагает, что учащийся будет знать:
-понятие экологии и его влияния на животных и растений
-влияние деятельности человека на окружающую среду
- методы исследования экологического состояния среды
- подходы к обработке результатов исследования
- способы представления результатов исследований
Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
-разбираться в экологических проблемах своего края
-вести наблюдения за животным и растительным миром своей местности
- освоить несложные методики волонтерской деятельности
-обобщать и делать выводы.
Основным результатом данной программы должна стать организация содержательной, общественно значимой, интересной, экологической и практической деятельности учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого, повышение интереса и активности учащихся по созданию благоприятных условий жизнедеятельности, а также к бережному отношению к окружающей среде.
Учебно-тематический план
|
Название раздела/темы |
Количество часов |
Формы аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение в дополнительную программу. Инструктаж по ТБ в специфических горных условиях района |
4 |
4 |
- |
Беседа, анкетирование |
2. |
Экология и человек. Особенности в местных условиях |
42 |
20 |
22 |
Опрос, викторина, доклады, исследовательская работа |
3. |
История возникновения волонтерского движения в России |
64 |
34 |
30 |
Творческая работа, беседа, тестирование, викторины |
4. |
Состояние окружающей среды своего села |
72 |
22 |
50 |
Игра, конкурс, наблюдение, опрос, викторина, обсуждения, участие в конкурсах |
5. |
Эковолонтерские мероприятия и акции в районе и селе |
30 |
12 |
18 |
Беседа, участие в мероприятиях, акциях, игры |
6. |
Заключение |
4 |
- |
4 |
Итоговая диагностика |
Итого: |
216 |
92 |
124 |
Содержание учебного плана:
Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ.
Теория. История развития. Беседа о целях и задачах занятий в объединении. Основные экологические термины. Современное состояние экологии. Понятие «Экология» и «Экологическая обстановка», «Волонтёрство» и «Эковолонтёр». Правила техники безопасности на занятиях в горных условиях.
Практика. Разбор ведущих мировых практик эковолонтерства.
Раздел 2. Экология и человек
Теория. Современное состояние природной среды. Антропогенное влияние на атмосферу и гидросферу. Состояние литосферы и приемы и методы изучения состояния литосферы. Химическое и биологическое загрязнение окружающей среды в горных водоемах, долинах. Влияние экологических факторов на здоровье человека. Экология и здоровье человека.
Практика. Выбор темы исследовательской работы. Знакомство со справочной литературой, просмотр и обсуждение статей из журналов, видеофрагментов. Определение нуждающихся в помощи граждан. Помощь населению. Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом. Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН. Исследование почвы в окрестности школы. Анализ питьевой воды. (Экскурсия). Составление карты местности с расположением мусорных свалок. (Экскурсия). Составление полноценного меню. Определение нитратов в продуктах питания. Составление портрета курильщика. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина. Создание медицинской маски своими руками.
Раздел 3. История возникновения волонтерского движения
Теория. Знакомство с понятием «эковолонтёр». Определение основных направлений деятельности эковолонтёров. Волонтерские движения в прошлом и в настоящем. Направление деятельности эковолонтеров. Экологические волонтерские организации в нашей стране. Благотворительная деятельность волонтера.
Практика. Разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы. Флешмоб "Я-эковолонтер".
Раздел 4. Состояние окружающей среды своей местности
Теория. Особенности экологической обстановки Ахвахского района и села Тад-магитль, связанные с промышленностью, экономикой и географическим местоположением. Основные проблемы загрязнения воды, воздуха и почвы. Определение мусора, который подлежит вторичной переработке. Пути решения экологических проблем своего села.
Практика. Встреча со специалистами природоохранных служб района. Лабораторная работа «Мусор у реки». Практическая работа «Наблюдение за экологическим состоянием пришкольного участка». Практическая работа «Описание экологического состояния окружающей среды». Планировка пришкольной территории. Благоустройство пришкольного участка. Назначение цветников.
Раздел 4. Экологические акции и мероприятия.
Теория. Основные шаги по организации и проведению экологических акций: цели и задачи, партнёры и участники, собственные и привлекаемые ресурсы. Знакомство с составляющими любой экологической акции. Акция «Цветные крышки». Акция «Мусору – нет!». Акция «Клумбы для школы» Акция «Дерево жизни».
Практика. Участие в традиционных экологических мероприятиях и акциях, проводимых на территории села. Разработка и проведение собственных экологических акций. Организация сбора пластиковых крышек в школе и правильная их утилизация. Опрос о разнообразии цветочных клумб на территории школы. Планирование клумб и посадка цветов на пришкольном участке. Опрос о разнообразии деревьев и саженцев на территории школы. Посадка деревьев на пришкольном участке.
Раздел 5. Заключение
Теория. Итоги работы объединения. Обобщение всего пройденного материала.
Практика. Просмотр фильма о мировой экологии. Ролевые игры. Викторины и конкурсы связанные с пройденным материалом.
Показатели достигнутых результатов
Изучив данную программу, учащиеся повысили уровень своих знаний в области работы в сфере добровольчества и волонтерства, в т.ч. экологического волонтерства (научились самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды своей местности, принимать решения и вести работу по устранению экологических нарушений в своем селе; организовывать и направлять на решение данных проблем своих сверстников, родителей).
Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе реализации данной программы, впоследствии могут быть использованы в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют очень важную роль в деле формирования экологической культуры и экологического мышления, необходимых в современном мире в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
Учебные пособия для педагога:
1. Брач Б.Я. На пороге будущего // Вестник Ас ЭКО. – 2003. – № 1.
2. Веретенникова, Л.А., Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018.
3. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. – Москва: Просвещение, 1988.
4. Галичева Г.В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы // Экология и диалектика». − Вологда, 2006.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011.
6. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва. 2001 г.
7.Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
8. Макаров, Е. П. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания:монография. – Москва: Academia, 2001.
9. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). - Ярославль, 2003.
10. Муравьева А.Г. (под редакцией). Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений. С-П.2000 г.
11. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д, Снакин В.В., Федоров А.В. экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России. - М.: РЭФИА, 2001.
12. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М. «Просвещение». 1995г.
13. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2 -е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Учебные пособия для учащихся:
1. Геращюк В.П. Беседы о домашних животных.2005г.
2. Пономарева И.Н. Основные направления экологического образования в школах России // Международный семинар. – СПб.: 1997.
3. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень 1-4 классы. Волгоград, 2004 г.
4. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 1-4 классы. Волгоград, 2006 г.
5. Хламин С. А. Я иду по лесу. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М- 2000.
6. Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.
Электронное обеспечение курса:
1. https://mosvolonter.ru/biblioteka/Мир%20экологического%20волонтерства.pdf
2. https://ecoclass.me/lk/lessons/?theme=5#lessons
4. http://эколого-биологическийцентр.рф/?page_id=247
5. https://minobr74.ru/press/item/7011
6. https://pedsovet.org/article/ekologiceskoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-resenia
7. https://science-education.ru/ru/article/view?id=29188
Список терминов:
Адаптация (лат. Аdapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.
Ареал (лат. Аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство..
Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.
Биологическое разнообразие – разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем.
Биосфера (от греч. Bios - жизнь; sphaire – шар) – оболочка земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.
Вирус(ы) – неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. В. – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
Дезинфекция – уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
Демография (от греч. Demos – народ, grapho – пишу) – наука о народонаселении и закономерностях его развития.
Живое вещество – совокупность всех живых организмов, численно выраженное в элементарном химическом составе, весе, энергии; связанных с окружающей средой биогенным током атомов, дыханием, питанием и размножением.
Загрязнение - привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду. В наиболее общем виде з. – всё то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, что выводит её системы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы и/или желательного для человека.
Заказник – участок, в пределах которого (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, биогеоценозов, одного или нескольких экологических компонентов или общего характера охраняемой местности.
Заповедник - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.
Карантин- система мероприятий, обеспечивающая предупреждение распространения инфекционных заболеваний и проникновение нежелательных видов организмов в места, где они пока не обитают.
Красная книга– список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов.
Обезвоживание отходов– технологический приём отделения воды от отходов или отбросов в целях их дальнейшей переработки (брикетирование, сжигание и т.п.).
Очистка воды– устранение посторонних различных примесей из вод (включая живые организмы) с помощью механических, физико-химических (хлорирование, озонирование и т. п.) и биологических методов.
Природопользование– совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению. П. Включает: а) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; б) использование и охрану природных условий среды жизни и в) сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесия, квазистационарного состояния) природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества;
Эковолонтеры -люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.
Экология (от греч. Oikos – дом и logos – слово, учение) -наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней.
Экосистема (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — основная природная единица на поверхности Земли, совокупность совместно обитающих организмов (биотических) и условий их существования (абиотических), находящихся в закономерной взаимосвязи друг